вторник, 25 ноября 2014 г.

Как мы сдавали языковой тест

Существует несколько видов языковых тестов, для разных стран и разнообразных целей: образование за рубежом, работа, иммиграция. Один из них IELTS (International English Language Testing System) по английскому языку нам довелось сдавать в условиях максимально сжатой подготовки и при моем довольно базовом знании английского.


Мои отношения с английским языком вообще довольно долгие и путанные. Вначале 7 лет школьной программы, потом 2 года в университете в комплексе общей гуманитарно-образовательной программы. В итоге, английский я вроде бы немного знала, но с другой стороны говорить на нем могла только очень базовые короткие фразы, и читала изредка небольшие статьи и только со словарем. Из этого можно сделать простой вывод о том, что же полезного дает такое долгое(!) школьное и потом университетское образование для знания иностранного языка. А в общем-то ничего, кроме занудного заучивания из года в год "Ландон ис зе кепитал оф Грейт Британ". Для тех, кто действительно ставит себе целью понимать и говорить на языке, как это ни банально звучит, но нужна повседневная практика. Ну т.е. языком нужно пользоваться, а у меня же этого практически не было, за исключением единичных случаев использования его в путешествиях по другим странам.
Но, я решила не отчаиваться и попробовать свои шансы в тесте, надеясь при этом что все-таки какой-то базовый уровень и словарный запас у меня есть, просто его нужно освежить и перевести в активную форму. Кроме того, подготовка к тесту была стимулом для меня вообще начать что-то делать с моим английским, иначе я все никак не найду на это время. И в принципе, мои надежды оправдались - я стала чувствовать себя гораздо уверенней после сдачи теста.

Подготовка к тесту
Просто учить английский для сдачи теста это в общем-то неэффективно. Прежде всего нужно понять формат теста, чтобы решить с какой стороны к нему подойти и к чему готовиться. В данном случае нужно было сдать 4 модуля: аудирование, чтение, письмо и речь.
Аудирование: 30-минутный аудиотест, где звучат различные диалоги, монологи, куски университетских лекций или радиопередач. Прямо по ходу речи нужно вставлять в текст недостающие слова из прослушиваемой речи или выбирать варианты ответов исходя из услышанного.
Чтение: дается 60 минут на 3-4 текста различной компоновки и сложности. После каждого текста идет несколько заданий на понимание, например нужно подобрать заголовки для частей текста, или согласиться/не согласиться с утверждениями.
Письмо: дается 60 минут на написание 1 письма на 150 слов и 1 сочинения (эссе) на 250 слов по заданной теме. Темы бывают очень разнообразные, от социальных до мега-глобальных: экология, здоровье, спорт, путешествия, семья, работа, транспорт, коммерция, производство, глобализация, топливно-энергетический кризис...
Речь: интервью с native speaker, длительностью примерно 15 минут, в течении которого задаются разнообразные вопросы, в начале личного характера, а затем дискуссия по глобальной теме. Разговор идет по четкому сценарию и таймингу и записывается на пленку.
Результатом сдачи теста являются выставленные баллы по каждому модулю, от 0 до 9. Полученный сертификат можно использовать в течении 2 лет.

Чтобы сдать тест максимально хорошо, по-правильному нужно начинать готовиться задолго. Но как это обычно у нас бывает, мы решили рискнуть и попробовать взять его нахрапом за месяц, каждый соответственно своему уровню. Я покопала форумы на предмет полезных ссылок, накачала литературы, прочитали пару дельных книг с советами. И мы приступили.

Практически каждый день мой начинался с мыслей о том, какой из модулей я буду тренировать сегодня, а заканчивался размышлением что я сегодня успела сделать, а что не успела. Когда провожала Майю в школу а Диану укладывала спать, занималась распечаткой очередного варианта теста и пыталась его проходить. Вечерами я смотрела видео-лекции, а перед сном читала книгу на английском.
Тренировка по написанию эссе была для меня самой полезной в плане прокачки активного словаря. По началу сочинение на абстрактные темы на английском языке казалось мне вообще чем-то фантастическим. Но как оказалось, все можно отработать очень технично, используя примерно одни и те же шаблоны, фразы и обороты, нужна только тренировка. Что касается написания по теме, то писать можно все что угодно, и это необязательно должно быть правдой или совпадать с моим мнением. И в этом вся фишка, потому что темы порой попадались бредовые для любого нормального русского человека, который о таких вещах никогда в жизни не задумается (например, поразмышлять на тему: должны ли животные находиться в зоопарке? или: однополые школы - это хорошо или плохо?). Если пытаться слишком серьезно и глубоко копать эти темы, то уложиться в отведенное время (40 минут на эссе) просто нереально. Поэтому, в условиях ограниченного времени, нужно писать фактически первое что приходит в голову (лучше быстро накидать по-русски планчик из аргументов за и против, хотя бы по 3 штуки). Иногда "размышления" получаются такими же бредовыми как и тема, но главное чтобы они были подкреплены аргументами и правдоподобны. В итоге, что самое смешное, главный навык который мы приобрели на эссе - это связно и логично писать полную чушь)) Порой смеялись показывая свои опусы друг другу.

Мои сочинения по английскому

Устная часть была вообще чем-то очень страшным в моем представлении. Я представляла, как экзаменатор будет задавать мне какие-то сложные вопросы, а я их не буду понимать и сяду тут же в лужу. Частью этого экзамена является рассказ на заданную тему в течении 2 минут, а потом дискуссия. Как выжать из себя что-то на абсолютно любую тему и говорить этот монолог без остановки? Секрет прост, и он такой же как и в письме: ответ на вопрос не обязательно должен быть правдой. И хотя в вопросе спрашивается именно мое мнение, но ведь никто не станет меня проверять) Это может быть любая по ходу (или заранее) придуманная история. Таким образом, письменный экзамен и устный очень похожи, в том числе и по подготовке.

Прохождение теста
Экзамен мы решили проходить в Екатеринбурге, хотя и в Челябинске тоже возможно было, но нам не подошло по датам. В назначенный день с утра была первая часть из трех модулей: аудирование, чтение, письмо. Пришло порядка 12-15 человек, у которых вначале забрали все вещи, кроме паспортов, потом сосканировали отпечатки пальцев (все серьезно!). Дима веселился. Мне было не до смеха, в голове была вата. Я все время нервно перебирала в голове какие-то фразы для письма на английском.
Экзамен стартовал с аудирования и пошел практически без передышки. Перед аудированием кратко прочитали инструктаж, потом просто включили диск на музыкальном центре. Спустя 30 минут, после остановки диска, сразу перешли к открыванию (все материалы были в запаянных пластиковых пакетах) и раздатке материалов для следующего модуля по чтению. В письменной части было задание написать письмо координатору какого-то образовательного курса, и по эссе досталась тема про тинейджеров которые портят имущество в общественных местах, надо было расписать возможные причины такого деструктивного поведения и предложить как решить эту проблему.
Так мы просидели не вставая практически 3 часа. Все эти 3 часа мы работали как роботы, не отрываясь ни на что и не расслабляясь. Это было реально тяжелое испытание для мозга.
Устный экзамен проходил во второй половине дня, так что мы успели перекусить и отдохнуть. Когда мы приехали на регистрацию, у нас снова сосканировали отпечатки пальцев и сфотографировали. Оставалась самая короткая, но в то же время страшная часть - личная беседа с native speaker. Наконец нас по очереди позвали в отдельную комнату, где  висела табличка "Speaking test" и надо было ожидать приглашения от экзаменатора. Как-то все было так торжественно, что еще больше нагнетало страху) Но когда дверь открыл экзаменатор и пригласил войти, то оказалось что это небольшого роста худощавый пожилой мужчина в свитере и в очечках. Когда он заговорил, то это было какое-то очень нечеткое бормотание себе под нос. Но у меня вырвался вздох облегчения, потому что я все понимала! В комнате больше никого не было, он пригласил сесть, прочитал краткую инструкцию и включил запись на стареньком телефоне. Еще у него лежал секундомер, который он включил на второй части экзамена. 
Никаких особо сложных каверзных вопросов не было и в помине. Вначале он порасспрашивал немного информации обо мне и моей профессии, потом мне досталась тема "путешествия". Так как я к тому времени сильно перенервничала, то, воодушевленная тем что все понимаю и все вроде бы так просто, начала говорить без остановки. И, как говорится, "Остапа понесло...". Речь получалась корявой и сбивчивой, с ошибками, которые я сама у себя тут же поправляла, но я продолжала что-то говорить. Говорила про длинные русские зимы, и что у нас очень мало солнца. Про то что русские предпочитают отдыхать и путешествовать в страны Азии, так как там для русских самые дешевые цены, а так же теплый климат которого нет в России. Дяденька сидел и терпеливо слушал, иногда улыбаясь. Иногда он прерывал меня, потому что я наговаривала слишком много на каждый вопрос. И это на самом деле плохо, так как ответы должны укладываться в норматив по объему, таков формат экзамена.
Кто-то говорит, что минуты экзамена идут очень долго, как вечность. Для меня же они пролетели настолько быстро, что когда дяденька сказал что экзамен закончен и остановил запись, я была удивлена и даже немного разочарована, ведь вроде я еще так мало рассказала, могла бы еще поговорить)

Это был очень утомительный но интересный опыт. В заключение скажу, что пытаться сдать этот экзамен без подготовки - пустая трата времени, нервов и денег. Конечно же нужно готовиться так, как только возможно (как денежные и временные ресурсы позволяют). Но платить при этом бешенные деньги за репетиторов и курсы совсем не обязательно, можно подготовиться и самостоятельно. Нужна только сила воли чтобы практиковаться каждый день. Все материалы для подготовки, куча видео и аудио лежит в сети, абсолютно бесплатно. Самое главное - это знать специфику экзамена, что именно он проверяет, какого рода бывают задания и вопросы, понимать жесткие ограничения по времени и тренироваться как спортсмены, с таймером) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий